С 1 марта 2023 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 06.10.2022 № 1769 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», которым в Правила дорожного движения Российской Федерации внесены изменения и дополнения, в том числе регулирующие использование средств индивидуальной мобильности.
Так, в п. 1.2 Правил вводится термин «Средство индивидуальной мобильности» (СИМ) - транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моно колеса и иные аналогичные средства).
Движение лиц, использующих для передвижения СИМ, в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам, проезжей части велосипедной зоны или полосе для велосипедистов (пункт 24.1 Правил).
В соответствии с пунктом 24.2.1 Правил допускается движение лиц в возрасте старше 14 лет, использующих для передвижения СИМ:
• в пешеходной зоне - в случае, если масса СИМ не превышает 35 кг;
• по тротуару, пешеходной дорожке - в случае, если масса СИМ не превышает 35 кг, и при соблюдении одного из следующих условий:
- отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
- лицо, использующее для передвижения СИМ, сопровождает ребенка в возрасте до 14 лет, использующего для передвижения СИМ, или велосипедиста в возрасте до 14 лет;
• по обочине - в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка либо отсутствует возможность двигаться по ним;
• по правому краю проезжей части дороги при соблюдении одновременно следующих условий:
- отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка, обочина либо отсутствует возможность двигаться по ним;
- на дороге разрешено движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а также движение велосипедов;
- СИМ оборудовано тормозной системой, звуковым сигналом, световозвращателями белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, красного цвета сзади, фарой (фонарем) белого цвета спереди.
Движение лиц, использующих для передвижения СИМ, в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон (пункт 24.3 Правил).
Движение детей в возрасте младше 7 лет, использующих для передвижения СИМ, должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон и только в сопровождении взрослых (пункт 24.4 Правил).
В соответствии с пунктом 24.5 Правил движение лиц, использующих для передвижения СИМ, по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных Правилами, должно осуществляться только в один ряд. При этом лицам, использующим для передвижения СИМ, запрещаются обгон, объезд с левой стороны транспортного средства.
Пунктом 24.6 Правил регламентировано, что движение лиц, использующих для передвижения СИМ, разрешается со скоростью не более 25 км/ч.
Кроме того, если движение лица, использующего для передвижения СИМ, в случаях, предусмотренных Правилами, осуществляется по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон (включая велосипедные дорожки, находящиеся в пешеходных зонах) и подвергает опасности или создает помехи для движения пешеходов, такое лицо должно спешиться или снизить скорость до скорости, не превышающей скорость движения пешеходов. Во всех случаях совмещенного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения СИМ, пешеходы имеют приоритет.
При пересечении проезжей части вне перекрестка лицо, использующее для передвижения СИМ, обязано уступить дорогу другим участникам дорожного движения, движущимся по ней (пункт 24.6.1. Правил).
Движение лиц, использующих для передвижения СИМ, по автомагистралям запрещено (пункт 16.1 Правил).
Пешеходы при движении по велосипедным дорожкам, а также при пересечении таких дорожек должны уступать дорогу велосипедистам и лицам, использующим для передвижения СИМ (пункт 4.1 Правил).
Лица, ведущие СИМ, при движении по краю проезжей части должны следовать по ходу движения транспортных средств (пункт 4.1 Правил).
Лица, использующие для передвижения СИМ, должны руководствоваться сигналами регулировщика для пешеходов (пункт 6.10 Правил). При этом такие лица, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны освободить ее, а если это невозможно - остановиться на линии, разделяющей' транспортные потоки противоположных направлений (пункт 6.14 Правил).
При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, лицам, использующим для передвижения СИМ, и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги - пешеходам, велосипедистам и лицам, использующим для передвижения СИМ, путь движения которых он пересекает (пункт 8.3 Правил).
При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, лицам, использующим для передвижения СИМ, и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает (пункт 13.1 Правил).
На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам и лицам, использующим для передвижения СИМ, закончить пересечение проезжей части (трамвайных путей) соответствующего направления (пункт 14.3 Правил).
В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, при этом они не должны создавать на проезжей части необоснованные помехи для движения транспортных средств и лиц, использующих для передвижения СИМ (пункт 17.1 Правил).
При выезде из жилой зоны водители и лица, использующие для передвижения СИМ, должны уступить дорогу другим участникам дорожного движения (пункт 17.3 Правил).5
В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на СИМ должны быть включены фары или фонари (пункт 19.1 Правил).
Дорожный знак 3.10 «Движение пешеходов запрещено» запрещает движение пешеходов, а также лиц, использующих для передвижения СИМ.
Введен дорожный знак 3.35 «Движение на средствах индивидуальной мобильности запрещено» запрещающий соответствующие движение.
Дорожный знак 4.5.1 «Пешеходная дорожка» разрешает движение пешеходам, лицам, использующим для передвижения СИМ, и велосипедистам в случаях, указанных в пунктах 24.2 - 24.4 и 24.6 Правил.
Дорожный знак 5.11.2 «Дорога с полосой для велосипедистов» обозначает дорогу, по которой движение велосипедистов, лиц, использующих для передвижения СИМ, и водителей мопедов осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств.
Нарушение Правил лицом, использующим для передвижения СИМ, квалифицируется по части 2 статьи 12.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а совершенное в состоянии опьянения - по части 3 данной статьи и повлечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей в первом случае и от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей во втором случае.
Нарушение Правил лицом, использующим для передвижения СИМ, повлекшее создание помех в движении транспортных средств, квалифицируется по части 1 статьи 12.30 КоАП, а повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего — по части 2 данной статьи и повлечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей в первом случае и от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей во втором случае.
СИМ не подлежат государственной регистрации. На владельцев СИМ не распространяется обязанность по страхованию гражданской ответственности (ОСАГО). Для передвижения на СИМ гражданам не требуется водительское удостоверение на право управления транспортным средством.
Вместе с тем, в случае, если двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеет электродвигатель с номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт, то оно в соответствии с Правилами может быть отнесено к мопедам. Мопеды в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) относятся к мототранспортым средствам категории L, они должны соответствовать требованиям ТР ТС 018/2011 (иметь фары ближнего и дальнего света, световозвращатели, передние и задние габаритные огни, сигналы торможения, указатели поворота, устройства для освещения заднего регистрационного знака, защиту транспортного средства от несанкционированного использования, специальные предупреждающие огни, оснащение шинами, оснащение устройствами непрямого обзора) и для управления ими необходимо наличие права управления транспортными средствами соответствующей категории «М». При этом нарушения, совершенные на таких транспортных средствах, подлежат квалификации по соответствующим статьям главы 12 КоАП.
Напомним, что:
- управлять мотоциклами (объем двигателя от 125 куб.см.) имеют право лица, достигшие 18-летнего возраста и имеющие водительское удостоверение категории «А»;
- управлять мотоциклами (объем двигателя от 50 до 125 куб.см.) имеют право лица, достигшие 16-летнего возраста и имеющие водительское удостоверение категории «А1»;
- управлять скутерами и мопедами (объем двигателя до 50 куб.см.) имеют право лица, достигшие 16-летнего возраста, имеющие водительское удостоверение категории «М».
За управление транспортным средством водителем, не имеющим права на управление транспортными средствами, предусмотрен административный штраф в размере от 5 тысяч до 15 тысяч рублей (ч. 1 ст.12.7 КоАП РФ), а в случае передачи управления такому лицу - 30 тысяч рублей (ч.3 ст. 12.7 КоАП РФ).
О состоянии ДДТТ за 9 месяцев 2023 года (Файл)
Статистика ДТП с участием детей
В соответствии с письмом Отдела ГИБДД МО МВД России по Соликамскому городскому округу от 02.03.2023г. № 10/9068 направляем информацию о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма.
По итогам февраля 2023 года в Отделе Госавтоинспекции Отдела МВД России по Соликамскому городскому округу дорожно-транспортных происшествий с участием детей в возрасте до 16 лет не зарегистрировано.
Из этого числа ДТП по вине водителей зарегистрировано 5 ДТП. По неосторожности самих детей зарегистрировано 3 ДТП.
ДТП с участием несовершеннолетних произошли:
- 02 января 2022 года в 15.30 часов на проезжей части по ул. Революции - пострадал 11 - летний пассажир (вина водителя);
- 07 июня 2021 года в 16.10 часов на проезжей части по ул. Всеобуча – пострадал 11 – летний пассажир (вина водителя)
- 11 июня 2021 года в 18.10 часов на проезжей части по ул. Соликамское шоссе – пострадал 2 – летний пассажир (вина водителя);
- 12 июля 2022 года в 19.30 часов проезжая часть по ул. Перекопской - пострадал 6 – летний велосипедист (неосторожность ребенка);
- 20 августа 2022 года в 11.51 часов проезжая часть по ул. Набережная, д. 129 а – 11-летний велосипедист (неосторожность ребенка);
- 04 сентября 2022 года в 13.50 часов ул. Пермская – погиб 14-летний водитель, пострадали 12-летний и 10-летний пассажиры (неосторожность детей);
- 14 октября 2022 года в 23.30 часов нерегулируемый перекресток пр. Строителей – ул. Северная - пострадал 11-летний пешеход (вина водителя);
- 24 ноября 2022 года в 13.30 часов лесная дорога в направлении п. Мишарино – пострадал 9-летний пассажир (вина водителя).
За 4 месяца текущего года в Отделе ГИБДД ОМВД России по Соликамскому городскому округу зарегистрировано 1 ДТП с участием детей в возрасте до 16 лет, в результате которого 1 несовершеннолетний получил ранения. ДТП произошло по вине водителя.
ДТП с участием несовершеннолетнего произошло 02 января 2022 года в 15.30 на проезжей части по ул. Революции – пострадал 8-летний пассажир (вина водителя).
Также сообщаем, что в период с 27 апреля по 1 октября 2022 года на территории Соликамского городского округа проходит профилактическое мероприятие, направленное на профилактику дорожно-транспортных происшествий с участием водителей вело-мототранспорта, в том числе несовершеннолетних.
По итогам 12 месяцев 2921 года на территории Соликамского городского округа зарегистрировано 7 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых 6 несовершеннолетних получили ранения.Из этого числа ДТП по вине водителей зарегистрировано 6 ДТП, по неосторожности детей – 1 ДТП.
Дорожно-транспортные мероприятия с участием несовершеннолетних, не достигших возраста 16 лет произошли:
14 февраля 2021 года в 17.38 на проезжей части по ул. Лесной поселок 12 «а» - пострадал 13-летний пассажир (вина водителя).
20 июля 2021 года в 12.45 при выезде с дворовой территории через арку дома № 28 пр. Ленина – пострадал 7-летний велосипедист (вина водителя).
26 июля 2021 года в 11.45 при выезде на дорогу с прилегающей территории в районе 12 «а» ул. Лесной поселок – пострадал 15-летний мотоциклист (вина водителя).
27 июля 2021 года в 13.15 на автодороге «Кунгур – Соликамск» - пострадал 15-летний пассажир (вина водителя).
4 октября 2021 года в 16.10 часов на проезжей части по ул. 20 Лет Победы – пострадал 10 летний пешеход (вина водителя).
6 ноября 2021 года в 19.00 на проезжей части по ул. Черняховского – пострадал 13-летний пешеход (вина водителя).
13 декабря 2021 года в 15.15 на проезжей части по ул. 20-летия Победы, д.150 – пострадал 9-летний пешеход (неосторожность ребенка).
По итогам 11 месяцев 2021 года на территории Пермского края зарегистрировано 230 ДТП с участием несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, которых 16 детей погибло и 232 ребенка получили травмы различной степени тяжести.
На территории Соликамского городского округа за 11месяцев текущего года зарегистрировано 6 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых 6 несовершеннолетних получили ранения. За 11 месяцев 2021 года – все ДТП произошли по вине водителей, однако 13 декабря 2021 года зарегистрировано дорожно-транспортное происшествие, произошедшее по неосторожности несовершеннолетнего.
13 декабря 2021 года в дневное время на проезжей части по ул. 20-летия Победы двигался автомобиль марки «Лада Веста» под управлением водителя 1996 г.р., который в районе дома № 150 допустил наезд на пешехода 2012 г.р. Юный пешеход играл с друзьями на пешеходном тротуаре вблизи проезжей части и в нарушение п.4.3 ПДД РФ (пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам) выбежал на проезжую часть в неустановленном месте, вблизи нерегулируемого пешеходного перехода. В результате дорожно-транспортного происшествия несовершеннолетний получил телесные повреждения, госпитализирован.
По итогам 8 месяцев текущего года на территории Пермского края зарегистрировано 173дорожно-транспортных происшествия с участием детей до 16 лет, в которых 14 детей погибло, 170 – получили травмы. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество ДТП с участием детей снизилось на 12,7% и на 22,1% меньше пострадало детей в результате ДТП, при этом на 600% увеличилось число погибших несовершеннолетних.
На территории